Дизельные двигатели работают по принципу самовоспламенения топлива от сжатия. В цилиндр поступает воздух, который при высокой степени сжатия (обычно 15–20:1) сильно нагревается (до 600–800 °C). В конце такта сжатия топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания через форсунки под высоким давлением. Мелко распылённые капли дизельного топлива смешиваются с раскаленным воздухом. Как только концентрация паров топлива и температура воздуха достигают порога воспламенения, смесь самовоспламеняется.
Процесс горения дизельного топлива отличается тем, что смесь не является заранее однородной по всему объему цилиндра. Топливо вводится порциями и сразу вступает в реакцию с воздухом.
Существует понятие задержки воспламенения – краткого интервала между началом впрыска и началом горения. За это время топливо успевает частично испариться и смешаться с воздухом. Чем короче задержка, тем меньше топлива испарится до вспышки и тем мягче протекает воспламенение. Высокое цетановое число дизельного топлива означает минимальную задержку воспламенения и, как следствие, более плавное сгорание смеси.
Горение в дизеле можно условно разделить на две фазы:
Воспламеняется та часть топлива, которая успела испариться за время задержки. Если паров в этой фазе накопилось много, происходит резкое повышение давления, иногда воспринимаемого владельцами как детонация. К этому может привести и слишком ранний впрыск – следствие неправильной настройки.
Оставшееся топливо сгорает по мере смешения с воздухом. Рост давления при этом более плавный, в отличие от мгновенной вспышки всей смеси. Именно благодаря процессу диффузии и постепенному сгоранию паров топлива в дизеле отсутствует детонация.
Главное преимущество современного дизеля – электронное управление впрыском. Форсунки открываются по команде электронного блока управления, и впрыск можно разбивать на несколько фаз в пределах одного цикла сгорания:
Мы постарались простыми словами описать сложный процесс. Понимание принципов работы дизеля помогает автолюбителям лучше оценить его особенности.
Зная, что детонация в дизельных моторах практически исключена, можно смелее эксплуатировать автомобиль в тяжёлых режимах — например, буксировать прицеп или преодолевать бездорожье. Главное — следить за исправностью топливной системы и использовать подходящее топливо.
Найдите специалиста по чип-тюнингу
Сделайте чип-тюнинг у проверенного специалиста с выдачей сертификата и возможностью манибэка.
Задайте вопрос или поделитесь своим мнением