Причины вибрации двигателя на холостых оборотах

Холостой ход — режим работающего двигателя, при котором отсутствует движение автомобиля, коробка передач находится в нейтральном положении. Незначительная вибрация в этом режиме считается нормой, однако часто автовладельцы сталкиваются с тем, что вибрация усиливается, появляются шумы в работе мотора. Это говорит о наличии неисправностей, из-за которых будут быстрее изнашиваться отдельные узлы и детали, а сам движок будет работать некорректно, создавая угрозу безопасности при эксплуатации авто.

Почему появляется вибрация на холостом ходу

Причин подобного состояния может быть несколько, но первое, что нужно сделать, — посмотреть на тахометр: возможно, холостые обороты плавают или в целом просели. При низких холостых неизбежно будет равномерная вибрация, которая, впрочем, для некоторых моделей считается нормой.

Далее рассмотрим основные неисправности, ведущие к усилению вибрации машины на холостых.

Троение двигателя

А конкретно неравномерная работа цилиндров. Причина троения может заключаться в неисправности свечей зажигания, сильном загрязнении воздушного фильтра и нарушении его функций, неправильной работе впускного клапана, повреждении высоковольтных проводов.

Если своевременно не принять меры по ремонту, троение двигателя приведет к другим серьезным последствиям. Диагностику лучше начать с проверки исправности свечей зажигания и при обнаружении дефектов сразу произвести их замену. Также обязательно нужно замерить компрессию в цилиндрах.

Проверка компрессии в цилиндрах — поиск причин вибрации на холостыхСнижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах неизбежно приведет к неравномерной работе ДВС и вибрации на холостых. Неравномерная компрессия — обычное дело для машин с пробегом более 100–150 тыс. км.

Ослабление фиксации ДВС

Обычно это происходит из-за износа резины опорных подушек силового агрегата. В таком случае отдача передается на кузов и будет хорошо ощутимая вибрация в салоне, на руле. А при серьезном повреждении гидравлической опоры жидкость может полностью вытечь и тогда мотор просто ляжет на кузов.

Выявить дефект можно визуально, обратив внимание на состояние любого из демпферов. Если хотя бы на одном есть трещины или надрывы резины, то высока вероятность, что схожее состояние будет и у других. Наибольшим нагрузкам подвергается передняя опорная подушка, поэтому ее стоит проверить в первую очередь.

Передняя опора двигателя на Opel Meriva 1.6Передняя опора двигателя на Opel Meriva 1.6 с изношенной подушкой.

Еще один способ проверки состояния опор — посмотреть будет ли мотор крениться при переключении передач. Для этого потребуется помощник, который будет последовательно переключать передачи: нейтральная — задняя — первая. Задача второго человека в это время смотреть за положением двигателя и фиксировать небольшие отклонения в одну из сторон.

Разбалансировка коленвала и ЦПГ

Данная проблема может произойти после капремонта ДВС, когда плохо провели стендовую балансировку собранного коленвала с маховиком и сцеплением. Процедура нужна, чтобы устранить биения и зазоры, подогнать детали под один размер и массу в случае ремонта цилиндро-поршневой группы. Из-за использования при ремонте деталей разной массы, например, гильз, поршней, маслосъемных колец, двигатель будет потряхивать на холостых при запуске.

Проблема актуальна для автомобилей с пробегом свыше 150–200 тыс. километров.

Балансировка коленвалаБалансировка коленвала на стенде.

Нарушение работы топливной системы

Непосредственной причиной вибрации мотора топливная система выступает не так часто, но случаи бывают. Как правило, это связано с загрязнением некоторых узлов или наличии посторонних примесей в топливе, например, воды, сажи или масла. В результате возникают проблемы в сгорании топливно-воздушной смеси, что может привести к пропускам зажигания и неравномерному вращению коленвала.

Прочие неисправности

  • Перескок ремня ГРМ на один зуб или сильное растяжение цепи в авто с цепным приводом;
  • Повышенная нагрузка на генератор. Особенно это актуально для малолитражных автомобилей. Водитель, как правило, ощущает вибрацию после остановки транспортного средства;
  • Износ гидротрансформатора. При диагностике этого узла также рекомендуем заменить масло в АКПП;
  • Неисправность двухмассового маховика. Признаками его износа служит появление скрипа или скрежета при запуске и остановке мотора. Также возможны вибрация при включении сцепления и затрудненное переключение передач;
  • Поломки любых навесных устройств в моторном отсеке, а точнее их приводов.

Вибрация у дизельных моторов

Кроме перечисленных выше факторов, причиной вибрации на холостых на дизелях часто служат неполадки в топливной аппаратуре, в частности ТНВД и форсунках.

Другие частые причины вибрации дизельного ДВС в холостом режиме:

  • разная компрессия в цилиндрах,
  • некорректный угол опережения впрыска,
  • неисправность свечей накаливания,
  • нарушение фаз газораспределения, особенно после замены ремня/цепи.
Замена лопаток фазорегулятораНарушение газораспределения на дизельных ДВС может быть в том числе из-за износа лопаток фазорегулятора. К слову, их замена также положительно сказывается на смесеобразовании.

Чем опасна повышенная вибрация двигателя

Усилившаяся вибрация на холостом ходу служит индикатором проблем и таким образом позволяет не допустить возникновения уже более серьезных поломок, если оперативно заняться поиском причин. Иногда вопрос стоит не только в возможных денежных расходах на запчасти, но и в безопасности движения, например, в случае троения мотора или перескоке ремня ГРМ.

Воздействию вибрации подвергается кузов, страдают пластиковые элементы и крепления. Также под угрозой старая проводка, особенно в местах изгибов и фиксации.

Если причину вибрации долго не устранять, неизбежно будет нанесен вред самому ДВС. И тогда придется проверять состояние и работоспособность всех деталей, которые могли в результате пострадать.

Как устранить вибрацию на холостых оборотах

Если коротко — нужно найти причину и исправить ее. Если нет опыта хотя бы в минимальной диагностике, рекомендуем обращаться сразу в проверенный сервис. В остальном можно следовать следующему алгоритму проверки, чтобы исключить очевидные проблемы:

  1. При наличии сканера подключиться и считать ошибки.
  2. Оценить состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов.
  3. Осмотреть подкапотное пространство, особенно подушки двигателя, если такая возможность есть. Если подобраться к ним затруднительно, можно воспользоваться способом проверки указанным выше.
  4. Проверить фильтры топливной системы.
  5. Проверить работоспособность форсунок или сразу выполнить их чистку.

Если эти работы не дадут результата, стоит проверить цилиндро-поршневую группу и коленвал (особенно, если машина с большим пробегом).

Помочь с поиском причин появления вибрации на холостых могут партнеры АДАКТ — профессиональные сервисы и частные мастера, которые специализируются на качественной диагностике автомобиля.

Москва, Электролитный проезд 12Б
Нет отзывов
Москва, Проспект Вернадского 12 д
Нет отзывов
Скидка при записи с сайта 10%
Москва, 4-й Лихачёвский проезд 2с2
Москва, МКАД 32км, АГМ «Тракт» сервисный бокс 32
Нет отзывов
Скидка при записи с сайта 5%
Москва, пр-кт Мира, 186Ас1
Москва, ул. Свободы, 95к2
Хабаровск, ул. Краснореченская, 111Ж/1
Комментарии

Задайте вопрос или поделитесь своим мнением